Страничка учителя - дефектолога
Основная деятельность учителя-дефектолога в школе-интернате направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и которые нуждаются в специализированных (коррекционных) условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.
Содержание деятельности учителя-дефектолога обеспечивает решение следующих задач:
– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк; .
– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы-интерната. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном журнале.
Расписание
коррекционных занятий учителя-дефектолога на 2018-2019 учебный год
Продолжительность занятий:
- индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 мин.;
- продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 - 40 мин.;
Периодичность занятий не менее 2-3 раз в неделю.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Презентация Организация и содержание работы учителя-дефектолога
Как реагировать на истерику ребенка
Рекомендации для педагогов
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Неделя специалистов психолого - педагогического сопровождения 1
Неделя специалистов психолого - педагогического сопровождения 2
Правила поведения для родителей в кризисной ситуации 1
Правила поведения для родителей в кризисной ситуации 2
Правила поведения для педагогов в кризисной ситуации 1
Правила поведения для педагогов в кризисной ситуации 2
Правила поведения для педагогов в кризисной ситуации 3

Содержание деятельности учителя-дефектолога обеспечивает решение следующих задач:
– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк; .
– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;
– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы-интерната. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном журнале.
График работы
учителя-дефектолога на 2018-2019 учебный год
учителя-дефектолога на 2018-2019 учебный год
Дни недели | Время работы |
Понедельник | 14.00 – 16.00 |
Вторник |
14.00– 16.00 |
Среда |
14.00 -16.00 |
Четверг |
14.00 – 16.00 |
Пятница |
14.00 – 16.00 |
Суббота | 10.00-14.00 |
Расписание
коррекционных занятий учителя-дефектолога на 2018-2019 учебный год
Продолжительность занятий:
- индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 мин.;
- продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 - 40 мин.;
Периодичность занятий не менее 2-3 раз в неделю.
Дни недели | Занятия с детьми | Организация работы, консультации с учителями, родителями | Всего часов в неделю | ||
Индивидуальные, подгрупповые | Групповые | ||||
Понедельник | 14.00-15.00 | 15.00-15.30 | 15.30-16.00 Раб.с документами |
2 ч. 1 ч. |
|
Вторник | 14.00-15.00 | 15.00-16.00 | Раб. с документами |
2 ч. 1 ч. |
|
Среда | 14.00-15.00 | 15.00-16.00 | Раб. с документами |
2 ч. 1 ч. |
|
Четверг | 14.00-15.00 | 15.00-16.00 | Раб. с документами |
2 ч. 1 ч. |
|
Пятница | 14.00-15.00 | 15.00-15.30 | 15.30-16.00 Раб. с документами |
2 ч. 1 ч. |
|
Суббота | 10.00-12.00 | 12.00-14.00 | Раб. с документами |
1 ч. 4 ч. |
|
|
Всего: 20 ч. | ||||
ПОЛЕЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Презентация Организация и содержание работы учителя-дефектолога
Как реагировать на истерику ребенка
Рекомендации для педагогов
Рекомендации педагогам
Рекомендации родителям
Неделя специалистов психолого - педагогического сопровождения 1
Неделя специалистов психолого - педагогического сопровождения 2
Правила поведения для родителей в кризисной ситуации 1
Правила поведения для родителей в кризисной ситуации 2
Правила поведения для педагогов в кризисной ситуации 1
Правила поведения для педагогов в кризисной ситуации 2
Правила поведения для педагогов в кризисной ситуации 3